+7 (343) 328-21-30

Проект Федерального закона «О государственно-частном партнерстве», разработанный Минэкономразвития России, и принятый в первом чтении Государственной Думой, обретает все большую значимость

  • Избранное

Юристы фирмы «Пронто» поддерживают инициативу активного продвижения законопроекта о государственно-частном партнерстве, и убеждены в перспективности грамотного правового регулирования подобного рода соглашений. Планируется, что новые законодательные нормы расширят возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (далее – «ГЧП»).

На фоне развивающейся государственной политики импортозамещения многие стороны, в частности российские промышленники, предприниматели, государство и частные инвесторы заинтересованы в скорейшем принятии закона о ГЧП.

Так, на прошедшем 8 апреля 2015 года VI форуме регионов России парламентарии Совета Федерации в лице вице-спикера Верхней палаты Галины Кареловой обозначили необходимость поддержки региональных инновационных проектов в различных отраслях промышленности и признали, что полноценная реализация проектов ГЧП на региональном и муниципальном уровне затруднена отсутствием необходимых норм в федеральном законодательстве.

Высокая значимость концепции государственно-частного партнерства отражена социально-экономическим развитием РФ

Испытывая стратегическую необходимость в стимулировании потока инвестиций в развитие социальной инфраструктуры, включая вливание капиталов в долгосрочные инфраструктурные проекты в сфере инновационных технологий, государство стремится создать цивилизованное правовое поле для сотрудничества российских производителей и инвесторов.

Но, несмотря на то, что региональное нормотворчество некоторых субъектов РФ частично направлено на реализацию проектов ГЧП, единая терминология и сами принципы, а также возможные организационно-правовые формы реализации проектов ГЧП до сих пор не закреплены на федеральном уровне. Однако некоторые варианты реализации проектов ГЧП оговариваются в ряде документов. Достаточно указать на Федеральные законы № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.05 года и другие.

Образовавшиеся пробелы в законодательстве призван восполнить разработанный Министерством экономического развития РФ проект Федерального закона, регулирующий посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Проект Федерального закона «О государственно-частном партнерстве» (далее – «Проект»), принятый Государственной Думой в первом чтении еще 26 апреля 2013 года, размещен на официальном сайте министерства http://gov.ru. В ближайшее время, заверили парламентарии, его судьба будет решена.

Документ определяет предмет и стороны соглашения, порядок и условия привлечения частных инвестиций в развитие и поддержание инфраструктурных проектов (производственных, транспортных, социальных), а также право основных групп лиц на заключение контрактов в рамках государственно-частных партнерств. Кроме того, в тексте описаны формы участия в проектах ГЧП, общие положения к процедуре конкурсного отбора и другие основополагающие принципы партнерства.

Основная концепция законопроекта о ГЧП сосредоточена вокруг имманентных условий партнерства, включая концессионное соглашение, и направлена на обеспечение гарантий прав и законных интересов частного и публичного партнеров.

Так, Проектом установлена защита имущественных интересов частного партнера от «неблагоприятного изменения законодательства», в том числе увеличения регулируемых государством тарифов, незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и прочие условия. Это позволяет сохранить первоначальную структуру распределения рисков на весь срок существования партнерства (статья 13 Проекта).

Государственно-частное партнерство по-новому: возможности и контроль

Напомним, на сегодняшний день единственно возможная, предусмотренная нормами российского законодательства, модель осуществления проектов ГЧП связана с реализацией концессионных соглашений. Однако этот механизм подходит не для всех проектов, так как существенно ограничивает возможности частного партнера на привлечение заемного финансирования – закрепленое за концедентом право собственности передается концеденту только в момент ввода объекта в эксплуатацию.

Новые нормы предусматривают расширенные возможности частного партнера для привлечения как собственного, так и заемного финансирования для реализации проекта государственно-частного партнерства.

В свою очередь, полномочия публичного партнера, которым согласно ч. 6 ст. 2 Проекта могут выступать: Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице уполномоченного органа власти, а также уполномоченное юридическое лицо, чей уставный капитал более чем на 50% долей принадлежит РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, – призваны обеспечивать контроль деятельности частного партнера по соблюдению условий соглашения о ГЧП (статья 14 Проекта).

Дмитрий Ситник, управляющий партнер Pronto LLC, дал положительную оценку регулирующего воздействия Проекта, отметив при этом особую значимость создания системных правовых механизмов и инструментов предоставления гарантий для инвестирующей стороны:

Очевидные пробелы российских нормативно-правовых актов, касающихся института ГЧП, – стойкий барьер для многих частных инвесторов, в том числе иностранных. Для соблюдения баланса интересов необходимы четкие правовые условия с распределением рисков между публичным и частным партнерами по всем, как сказано в пояснительной записке к Проекту, возможным формам сотрудничества, используемым в мировой практике.

В этом фокусе Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве» призван устранить существующие препятствия для реализации проектов ГЧП и обеспечить инвестирующей стороне инструменты, гарантирующие доходность и стабильность условий соглашения. Однако принятие закона потребует внесения серьезных поправок к отдельным законодательным актам, включая региональное нормотворчество в области регулирования инвестиционных процессов», – пояснил Дмитрий Ситник.

Новый закон должен задать вектор развития нормотворчеству в сфере ГЧП, однако у Проекта в данной редакции, по словам Дмитрий Ситника, присутствуют некоторые недоработки. Наиболее существенные из них – эффект «злоупотребления на местах», вызванный рамочным характером Проекта, а в долгосрочной перспективе – отсутствие конкретных форм предоставления финансовых гарантий частному партнеру и регламентированного порядка бесперебойного госфинансирования.

Последнее решается общегражданскими средствами: независимыми гарантиями, кредитованием, страхованием и т. д. – соответствующие изменения в бюджетное законодательство уже запланированы Минфином России в рамках работы по повышению эффективности управления общественными финансами.

Несовершенство первого положения, связанного с участием регионов (субъектов РФ и муниципальных образований) в разработке и заключении соглашений ГЧП, преодолевается делегированием полномочий и принятием «четких правил игры» – ряда постановлений, конкретизирующих процедуру проведения общественного обсуждения проектов, их подготовку, принятие решения о реализации, проведение конкурса и осуществление контроля.

В целом, форма соглашения о государственно-частном партнерстве достаточно нова не только для отечественной, но и мировой экономики, поэтому логично, что правовая основа для регулирования партнерства, в том числе механизм отбора проектов, процедура общественного контроля и т. д. – будет прорабатываться постепенно, своевременно расширяя практику сотрудничества государства и бизнеса», – подытожил Дмитрий Ситник.

* Поддерживая различные государственные и частные инициативы, юристы фирмы «Пронто» консультируют стороны по многим значимым региональным и федеральным проектам, реализуемым на базе ГЧП.

Создание сайта

Поддержка сайта

infosfera

© 2013-2015 Юридическая фирма «ПРОНТО», Екатеринбург


Все права на материалы, находящиеся на сайте,
охраняются в соответствии с законодательством РФ.

16+